среда, 6 февраля 2013 г.

типы лексических соответствий

4,81 Mb.НазваниеУчебное пособие является комплексной частной методикой препо]давания русского языка как иностранногостраница59/63Дата конвертации05.09.2012Размер4,81 Mb.Тип             59         ОТГЛАГОЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Русское отглагольное существительное имеет формальный ана]лог в английском языке глагольную форму с формантом -ing, од]нако их грамматические значения существенно различаются. При представлении русских отглагольных существительных говорим об их образовании, значении и сочетаемости. Отглагольные существи]тельные образуются присоединением суффиксов к основе инфини]тива с сохранением ударения на том же слоге: у глаголов с основой на а, я, е суффикса -ни(е): держать держание, понимать по]нимание, рисовать рисование, гулять гуляние, петь пение, стареть старение, терпеть терпение; у глаголов с основой на и суффикса -ени(е) с отсечением конечной гласной и чередова]нием согласной: изучить изучение, обеспечить обеспечение, обнаружить обнаружение, решить решение, возвратить воз]вращение, носить ношение, пригласить приглашение; но вы сту]пить выступле ние, па дать па дание и паде ние. Образуя отглагольные существительные, учащиеся испытывают затруднения при определении, какой глагол данной видовой пары является мотивирующим и служит для них основой, и образуют та]кие неправильные формы, как "изучание". Для того чтобы учащие]ся могли верно определить мотивирующий глагол, даем следующее правило. В префиксальной видовой паре мотивирующим глаголом всегда является глагол несовершенного вида: петь спеть пение (но читать чтение); в суффиксальной видовой паре мотивирую]щим глаголом может быть глагол несовершенного или совершен]ного вида в зависимости от суффикса несовершенного вида; если глагол несовершенного вида имеет суффикс -а-, -я-, отглагольное существительное образуется от глагола совершенного вида:, решать решить решение; если глаголы несовершенного вида имеют дру]гие суффиксы (-ва-, -ыва-, -ива-), отглагольное существительное образуется от глагола несовершенного вида: одевать одеть оде]вание, рассказывать рассказать рассказывание. Ударение как в инфинитиве. Английские отглагольные существительные отличаются от рус]ских отглагольных существительных большей предметностью своего значения. В русском языке их значение могут выражать дру]гие неотглагольные существительные. Приводим наиболее употре]бительные из них: переводить перевод, разговаривать разговор, приходить приход, полететь полет, встретить встреча, по]купать покупка, начать начало, знакомить знакомство, орга]низовывать организация. Не was awakened by their loud talking. Он был разбужен их громким разговором. Русское отглагольное существительное по его грамматическо]му значению (выражение процессуального признака) и употребле]нию можно сравнить с герундием: Плавание хороший вид спорта. Swimming is a good sport; Я люблю чтение. I like reading. Есть разные способы решения этой задачи. There are different ways of solving this problem. Уподобляя русское отглагольное существительное по его значе]нию английскому герундию, учащиеся распространяют на него и структурные особенности словосочетания с последним, совершая ошибки типа чтение "газету". Необходимо указать учащимся на раз]личную сочетаемость герундия и отглагольного существительного. Герундий сочетается с последующим существительным как соответ]ствующий глагол, в то время как русское отглагольное существи]тельное, являясь существительным, сочетается с существительным в форме родительного падежа: читать книгу чтение книги. В связи с изучением управления отглагольных существитель]ных демонстрируем весьма распространенные конструкции русско]го языка, образуемые цепочкой форм родительного падежа, харак]терные для публицистического и научного стилей языка, которые могут соответствовать в английском языке обороту с Gerund или словосочетанию с прилагательным: Обсуждались проблемы повыше]ния производства продуктов питания; Появилась возможность ис]пользования новых методов анализа хромосом человека. Для закрепления данного материала предлагаем упражнения на образование отглагольных существительных от глаголов в инфи]нитиве, трансформацию словосочетаний с инфинитивом в слово]сочетания с отглагольным существительным. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С составом русских глаголов знакомим учащихся при их перво]начальном представлении: показываем наличие в глагольных фор]мах основы инфинитива, основы настоящего времени, суффикса ин]финитива, окончания настоящего времени. При изучении других глагольных форм определяем образующие их суффиксы и характе]ризуем их грамматическое значение (суффикс -л значение про]шедшего времени; суффиксы -а-, -я-, -ыва-, -ива- значение несо]вершенного вида). В ограниченных случаях определяем также лек-сико-грамматическое значение суффикса, если его понимание поможет учащимся осознать значение данного глагола и образовы]вать по аналогии другие глаголы с тем же лексико-грамматическим значением. Приводим средства передачи этого значения в англий]ском языке. Глаголы с суффиксом -е-, мотивированные прилага]тельными, имеют значение 'приобретать признак, названный прила]гательным': по/белеть 'становиться - стать белым'. В английском языке они соответствуют сочетаниям глаголов to show, to become, to turn, to get, to grow с прилагательными. Глаголы с суффиксом -ну-, мотивированные глаголами, имеют значение 'однократно совершить действие': возвращать вернуть, кричать крикнуть, поворачи]вать повернуть, толкать толкнуть, улыбаться улыбнуться. Для закрепления образования и употребления глаголов с дан]ными суффиксами предлагаем следующие упражнения: образовать глаголы от данных прилагательных; заменить в предложениях со]четания глаголов стать, быть с прилагательными глаголами на -еть и обратно. Лексические приставки При знакомстве с образованием и значением русских приста]вочных глаголов движения совершенного вида учащиеся узнали о существовании в русском языке лексических приставок, которые изменяют вид глагола и одновременно и его значение. На среднем этапе обучения в качестве особой грамматической темы рассмат]риваем образование приставочных глаголов, не только глаголов движения, и суффиксальный способ образования их видовой пары. На примере глагола писать демонстрируем различие между функ]ционированием грамматической приставки на-, изменяющей толь]ко вид глагола, и всех других лексических приставок, изменяю]щих также его значение, что обнаруживается путем перевода. От приставочных глаголов с новым значением образуются новые гла]голы несовершенного вида с помощью суффиксов несовершенно]го вида (-ыва-/-ива-): Ранее учащиеся усвоили правило, что имперфективация глаго]ла (образование глагола несовершенного вида от глагола совер]шенного вида) происходит путем отсоединения приставки: прочи]тать читать, приготовить готовить. Этот же тип имперфективации они пытаются распространить и на глаголы с лексическими приставками, образуя неправильные видовые пары: прийти "идти",

ОТГЛАГОЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ - Учебное пособие является комплексной частной методикой препо]давания русского языка как иностранного

Комментариев нет:

Отправить комментарий