воскресенье, 10 февраля 2013 г.

работа психолога с убегающими

И вот теперь уже, наконец, можно поговорить и о книге. В контексте Сети, в окружении цифровых картинок и буковок, сам факт рисования руками настолько потрясает, что вопросы «что нарисовано», «как нарисовано», а уж тем более, «зачем оно нарисовано именно здесь», просто никому не приходят в голову. Попадаются в последнее время и книжки, сделанные в той же эстетике — и в них тоже умело и точно поставленная каляка-маляка может произвести эффект шедевра рукодельного искусства. Но Студия Артемия Лебедева издает не книжки, а Книги — с очень большой буквы.

Остальные же, очевидно, играют роль приманки, работающей, нужно признать, весьма эффективно, не хуже того самого «дизайнера-маньяка» в названии книги.

А теперь, наконец, можно поговорить о картинках. Картинки здесь совершенно ни при чем. Правда, сами по себе они довольно милы: вроде бы небрежно, но на самом деле достаточно точно и жестко прорисованные кистью, ярко, но не пестро раскрашенные, грамотно — аккуратненько, так, чтобы не лезло в глаза — подслоенные в «Фотошопе». Вот только к самой книге они не имеют никакого отношения, несмотря даже на надписи (рукописные!), вроде бы привязывающие их к обсуждаемой теме. Собственно иллюстраций, иллюстраций как таковых — картинок, наглядно поясняющих текст — в книге всего несколько.

Теперь — о жанре: на самом деле никакой это не дневник. То есть, возможно, в Сети (первоначально, как утверждает издательская аннотация, книга существовала в сетевой форме) это был именно дневник — продолжающийся, регулярно обновляемый авторский текст. Но книжная форма, никаких обновлений и продолжений не предусматривающая, жестко ограниченная сторонками переплета, придала тексту законченность, определила его структуру, выявила внутреннюю логику. В законченном же виде текст оказался, как ни странно, учебником: местами очень поверхностным, но остроумным и увлекательным, хорошо структурированным, учитывающим самые разные стороны жизни вышеописанного несчастного существа и предлагающим ему отличный набор соответствующих способов выживания. В основном, правда, учебник дает способы решения задач психологических: как общаться с начальником, как — с заказчиком: «После того, как арт-директора вынесут из конференц-зала, можно выторговать у обалдевшего клиента реальные сроки и спланировать весь проект еще раз». Но есть и целые главы — правда, не такие веселые — и о делах собственно профессиональных: где брать свежие идеи, какие книги нужно иметь под рукой. Есть даже глава о том, должен ли хороший дизайнер уметь рисовать. Правда, на последний вопрос Яна Франк однозначного ответа не дает — несмотря на то, что ее собственных, ею рисованных картинок в книге великое множество.

Но читатель уже все равно попался.

Судя по описанию Яны Франк, такой дизайнер — существо подневольное и оттого глубоко несчастное; круг его общения ограничен мрачными начальниками, придурковатыми коллегами, злобными системными администраторами и тупыми по определению заказчиками. И все они от бедного дизайнера чего-то требуют. Ужас.

В действительности никаких маньяков в книге нет, а безграничное понятие «дизайнер» сужено до рамок вполне определенной профессии и даже более того — определенной должности: штатного сотрудника дизайн-бюро, выполняющего конкретные заказы, в основном, в области web-дизайна.

Прежде всего, у этой книги гениальное название. О сочетании фамилии «Франк» со словом «дневник», пожалуй, лучше умолчать — оно может оказаться как намеренной и очень рискованной провокацией, так и элементарной неосведомленностью. Зато оставшиеся слова — что «дизайнер», что «маньяк» — являются для современной массовой культуры кодовыми; постоянное использование предельно расширяет их значение — а стало быть, и читательскую аудиторию. Соответственно, их сочетание — «дизайнер-маньяк» — расширяет ее многократно, не говоря уже о воздействии присоседившейся ассоциации с популярным мифом о сумасшедшем художнике.

На прошлой неделе мне в руки попала прямо-таки исключительная книжка. С одной стороны, хвалить ее совершенно не хочется; с другой — разругать в пух и прах тоже почему-то не представляется правильным, да и не так это просто, как кажется с первого взгляда. Но и закрыть глаза на ее существование тоже нельзя: прежде всего, потому, что книжка от этого не исчезнет. Остается только, рискуя заработать приступ расходящегося косоглазия, попробовать посмотреть на нее с обеих сторон сразу.

Елена Герчук, kak.ru, 02.03.07

В контексте книги

Публикации про «Дневник дизайнера-маньяка»

Публикации про «Дневник дизайнера-маньяка»

Комментариев нет:

Отправить комментарий